Что такое дизайн конспект урока


1. Материал к беседам о видах современного дизайнерского творчества

Обучение дизайну начинается с вводной беседы о сущности и специфике дизайнерской деятельности. Интерес школьников к предмету во многом зависит от яркости и эмоциональности первого урока. Это может быть достигнуто разными путями, но наиболее надежный – знакомство учащихся с хорошо отобранным материалом, который отражает многообразие дизайнерского творчества.

Предшественниками современных специалистов по дизайну можно назвать ремесленников. Они изготовляли предметы повседневного спроса, орудия труда, оружие. Каждый стремился сделать свой товар привлекательным для покупателя и был для этого и конструктором, и технологом, и художником в одном лице. С возникновением массового производства в конце XIX – начале ХХ в. промышленная продукция утратила многие положительные качества ремесленных изделий. Она стала безликой, некрасивой, не всегда функциональной. Крупные фирмы, чтобы улучшить товар, начали привлекать к проектированию не только грамотных инженеров, но и людей творческих, художественно одаренных. Одной из первых на этот путь в начале ХХ в. встала Германская электрическая компания AEG. Ее продукция выгодно отличалась от изделий конкурентов благодаря таланту первого дизайнера Питера Беренса.

Дизайн прочно встал на ноги к середине ХХ в. как специфический вид проектирования утилитарных изделий массового производства, изделий удобных, надежных и, самое главное, красивых. Расширение и развитие дизайна происходило за счет охвата новых областей жизни человека. Сегодня глобализация дизайна сопровождается специализацией проектировщиков, хотя эти процессы достаточно условны и многие дизайнеры успешно работают в нескольких сферах одновременно. На рис. 9 представлена учебная таблица, выполненная учителем Т. В. Фоминой и демонстрирующая области применения дизайна. На первое место поставлена архитектура, которая действительно имеет первостепенное значение в области дизайна.

Индустриальный дизайн охватывает широчайший круг объектов, как говорят, «от иголки до самолета», точнее наоборот. Главенствующее место занимает проектирование изделий группы «А», наиболее наукоемких, технически сложных, определяющих хозяйственно-экономический потенциал государства. Это продукция машиностроения и станкостроения, средства транспорта, вооружение, которые представлены на рис. 10. Дизайн станков – наиболее древний вид проектирования, корни его уходят в эпоху Возрождения, когда началось их массовое производство. В то время и вплоть до начала ХХ в. форме станков не придавали серьезного значения. Композиционное решение современного станка, машины, прибора не только отвечает эстетическим представлениям общества, но и служит одной из важнейших характеристик технического прогресса.

Сегодня проектируют не столько отдельные станки, сколько производственные линии, содержащие иногда десятки станков и механизмов, что предъявляет повышенные требования к самому процессу проектирования. Одной из самых заметных и устойчивых тенденций современного художественного конструирования станков стало стремление к лаконичной форме. Это не случайность и не дань моде, тем более что станкостроение менее всего подвержено изменчивости. Простота и геометричность большинства станков создают чувство упорядочности, ясности, рациональности всего процесса производства и потому являются устойчивым художественным решением дизайнеров.


Обучение основам дизайна. Конспекты уроков

Рис. 9. Области применения дизайна


Обучение основам дизайна. Конспекты уроков

Рис. 10. Индустриальный дизайн: а – фрезерный станок; б – хлебоуборочные машины; в – вертолет; г – автомобиль; д – самолет

Современные транспортные средства не имеют такой длинной предыстории, как многие станки, машины, часы, оружие. Первый колесный пароход был построен в 1788 г., а первые паровозы появились еще позже – в начале XIX столетия. Однако эстетическое освоение этих предметов техники опережало все другие промышленные изделия. Дело, видимо, в огромном общественном интересе к самодвижущимся массовым средствам передвижения. Конечно, быстрота изменения формы неодинакова в разные периоды развития транспортных средств и для разных его видов. Так, если в автомобилестроении престижность почти сразу стала важным фактором эволюции формы, то паровоз (и поезд в целом), как средство передвижения более дешевое и демократичное, оставили без особых изменений стилистических форм.

О полетах в воздухе человек мечтал с давних пор. Авиация (от лат. avis – птица) появилась в начале ХХ в. Сначала на самолеты смотрели как на любопытную диковинку; они были скорее модным увлечением, чем обычным средством передвижения. За столетие роль крылатых машин в жизни людей резко изменилась, усовершенствовалась конструкция. Сегодня по воздуху перевозят сотни миллионов пассажиров, десятки миллионов тонн груза. Воздушные корабли имеют разные скорости и размеры, эти две характеристики взаимосвязаны и влияют на внешнюю форму самолетов. Именно из самолетостроения пришло понятие обтекаемости формы.

Первый проект вертолета разработал Леонардо да Винчи в 1489 г. В 1754 г. М. В. Ломоносов продемонстрировал в Академии наук модель «аэродромической машины», предназначенной для подъема метеорологической аппаратуры в верхние слои атмосферы. Судя по сохранившимся протоколам, это был аппарат вертикального взлета с винтами, которые раскручивала пружина. Однако из-за сложности конструкций вертолеты начали эксплуатировать только в годы Второй мировой войны. Военные вертолеты изначально были окрашены в серо-зеленый цвет, современные «летающие стрекозы», сделанные из металла, стекла и цветного пластика, являются настоящими произведениями инженеров и художников.

Наиболее массовый характер имеет дизайн изделий группы «Б» – предметов потребления (предметный дизайн). Группа, в свою очередь, членится на специфические подгруппы. В традиционном понимании к индустриальному дизайну относятся бытовые приборы, аппаратура, инвентарь и пр. (рис. 11). Бытовая техника занимает все больше места в доме современного человека. Телефон, который существует около 140 лет, служит надежной связью между самыми отдаленными местами нашей планеты. Сам термин «телефон» появился задолго до изобретения устройства, которое это слово обозначает. Многим с детства хорошо знаком «шнурковый телефон» – игрушка, состоящая из двух коробочек, соединенных длинной ниткой. Эта забава была придумана знаменитым Робертом Гуком еще в 1667 г. История появления телефонии – это, по сути дела, история превращения игрушки Гука в настоящее средство связи. Само же слово «телефон» придумал англичанин Ч. Унистон в 1831 г.

Форма первых телефонов зависела от движения инженерной мысли, которая отталкивалась от устройства человеческого уха, где основным элементом восприятия звука являлась мембрана. Поначалу существовали две отдельные части: передающая – для голоса и слушающая – для уха. Затем появилась часть для их хранения – деревянный ящик, наконец, возникла трубка, соединяющая две функции – воспроизводящую и передающую. В таком виде телефон существовал очень долго и положил начало большой работе дизайнерской мысли.

Особое место занимает дизайн мебели и оборудования для интерьеров. Отечественная история и практика располагают вековыми традициями применения древесины как в архитектуре, так и в отделке интерьеров, изготовлении мебели и различных бытовых вещей. Работы русских народных мастеров-мебельщиков всегда отличались высоким художественным качеством и своеобразием. Архитектурно-художественное решение мебели в значительной мере определяет комфортабельность и художественные качества помещения, бытовые условия людей и влияют на их самочувствие и настроение. Мебель формирует внутреннее пространство зданий различного назначения.

Особенности массового индустриального производства во многом определяются средствами художественной выразительности мебели и материалом, из которого она изготавливается. В последние годы широко экспериментально применялись новые, не свойственные ремесленному производству материалы. Металл начали использовать в 20-е годы ХХ в., мебель из пластика получила распространение с середины 60-х годов. В мебельном производстве наиболее ярко выявилась основная закономерность художественного конструирования – взаимосвязь материала, конструкции и формы.


Обучение основам дизайна. Конспекты уроков

Рис. 11. Предметный дизайн: а – телефон; б – бытовая техника, в – посуда; г – мебель

К этой группе также относится посуда, столовые приборы, проектирование которых имеет глубокие корни в ремесленном производстве. Даже сегодня доля ручного производства в этой подгруппе очень велика и оказывает существенное влияние на машинное производство. В течение ХХ в. увеличивалась доля металлической посуды, которая повсеместно вошла в быт людей. Специфические особенности присущи дизайну одноразовой посуды, которая сейчас изготавливается из пластмассы и отличается лаконичностью формы.

Свои особенности имеет проектирование для детей, в частности игрушек. Каждая игрушка должна обеспечить четыре вида деятельности ребенка: познавательную, преобразовательную, ценностноориентированную и коммуникативную. Она должна быть создана с учетом будущего общения с ней, предметной и сюжетно-ролевой игры, учебной деятельности. Это зависит от возраста ребенка. Обучение школьников проектированию игрушек целесообразно начинать с учетом возраста будущего потребителя и «выявлением вида его деятельности».

Графический дизайн также является продолжением многовековых традиций и одним из наиболее распространенных видов дизайнерского творчества (рис. 12). Получив вместе с рекламой второе дыхание в начале ХХ в., прикладное графическое искусство сегодня охватывает практически все сферы жизни общества. Можно попросить школьников принести на урок различные фантики, что позволит им познакомиться не только с самыми разными видами упаковки, но и с высокохудожественной продукцией графического дизайна.

Американские социологи подсчитали, что за получасовой поход в стандартный супермаркет потенциальный покупатель сталкивается в среднем с 30 000 различных изделий. Что определяет его выбор? Прежде всего упаковка. Она, будь то тюбик, из которого выдавливают зубную пасту, или картонный пакет, из которого наливают молоко, представляет собой неотъемлемую составную часть товара.

Оформление упаковки определяется не только эстетическими требованиями. В исследования рынка входят изучение желаний и нужд потребителя, и консультанты фотографируют кухонные буфеты и домашние аптечки, чтобы выяснить, чем чаще всего пользуются люди. Во время тестирования специальная аппаратура фиксирует движение глаз, кровяное давление и температуру тела как реакции человека на ту или иную упаковку. Психологи проводят беседы, добиваясь от людей сокровенных признаний в их истинных желаниях. Правительство и здравоохранение добиваются того, чтобы обещания упаковки соответствовали истине. Аналитики фондовой биржи беспокоятся о том, чтобы компании всегда руководствовались достоинством торговой марки. В торговле достоинство упаковки оценивается по тому, как она продается и насколько она прибыльна. Все это прямо зависит от того человека, который сможет перечисленные требования воплотить в данной упаковке. Таким человеком давно уже выступает дизайнер.


Обучение основам дизайна. Конспекты уроков

Рис. 12. Элементы графического дизайна: фирменные знаки и символы

Школьники с большим успехом могут разработать и даже выполнить в материале многие виды упаковки, особенно если она выполняется из картонно-бумажного материала. Этим могут заниматься дети любого возраста. Однако при планировании таких уроков для младших школьников следует разделять процесс разработки конструкции и графического оформления. Только в старших классах эти две составляющие части можно соединить в один блок.

В графическом дизайне к традиционным видам книжного и плакатного оформления добавились решения этикеток, разработка фирменных знаков и фирменных стилей, шрифтов. Последние в странах всеобщей грамотности несут более половины всей информации и потому подвергаются наиболее мощной художественной обработке.

При обучении школьников графический дизайн занимает большое место, его разновидности существуют во всех учебных программах по дизайну и изобразительному искусству. Оформление праздничной открытки к 23 февраля или 8 Марта всегда было традиционным заданием для уроков изобразительного искусства. Сегодня дети с удовольствием разрабатывают аналогичное задание – создание визитки, в которой информация представляет собой сочетание изображения, знака и шрифта.

Отличительные особенности знака – обобщенность и условность в передаче предметных форм, отображающих какую-либо фигуру или явление окружающего мира. Знак отличается от конкретно-предметного изображения, он только указывает или обозначает внешние признаки какого-нибудь объекта. Знак можно назвать абстрактным символом. Стилизация реального изображения до знакового развивает абстрактное мышление учащихся и должно быть особым объектом заботы учителя. На рис. 12 (нижний) изображения трансформированы до знаков, которые не потеряли при этом своего смыслового значения.

Сейчас появилась коммуникативная ветвь графического дизайна. В интерьерах зданий, на пространствах населенных пунктов и дорогах есть знаки визуальной коммуникации. Они помогают ориентироваться в городской среде или каком-нибудь учреждении и безошибочно находить буфет, медицинский пункт, спортивные сооружения и многое другое. Особое значение они имеют для стран с низкой грамотностью или большим разноязычием.

Коммуникативная ветвь охватывает заставки, рекламные ролики на телевидении, а в последнее десятилетие – компьютерный дизайн, который переходит из сферы прикладного состояния, обслуживавшего ранее сложившиеся виды дизайнерского проектирования в самостоятельный вид творчества. Он включает в себя направление, связанное с так называемыми веб-сайт в Интернете. Построение графических изображений, всей системы информации в этой сети определяется своими довольно жесткими правилами.

Дизайн архитектурной среды разрабатывает интерьеры и экстерьеры архитектурных застроек. Решение интерьеров и оборудования общественных и производственных зданий, жилых помещений имеет свои особенности, определяющие круг дизайнерских задач и проектных методов. Активное использование методов дизайна при формировании среды, повышенное внимание к потребительскому уровню оборудования площадей и улиц относятся к середине 60-х годов XX в., когда начали создаваться благоустроенные пространства городов. На рис. 13 дана серия учебных таблиц, которые помогут учителю объяснить предметную область дизайна архитектурной среды, где особое место занимает искусство интерьера. Точный перевод значения слова «интерьер» обозначает лишь внутренний вид чего-либо, в том числе помещения или здания. Однако это изначальная часть той среды, в которой человек проводит большую часть своей жизни и которая защищает его от непогоды и различных невзгод. Человек сам устраивает эту среду в соответствии со своими представлениями, соразмерно себе, своим потребностям, навыкам, вкусам, мировоззрению. С понятием интерьера ассоциируются великое искусство прошлого и самые новейшие поиски современности.


Обучение основам дизайна. Конспекты уроков

Рис. 13. Область архитектурного дизайна

Сегодня появилось понятие ландшафтного дизайна, потеснившего традиционные садово-парковое искусство и ландшафтную архитектуру. Ландшафтный дизайнер занимается озеленением и благоустройством территорий, работой по устройству парков, садов, усадьб, их оформлению различными декоративными элементами, скульптурами, фонарями, оградами, дорожками, беседками, мостами и другими архитектурными деталями. С художественным решением ландшафта связывают форму декоративных композиций, которые создают из одного или нескольких видов растений. При этом учитывают форму кроны, цвет зелени, высоту деревьев и кустарников. Конечным результатом разумного проектирования должна быть совершенная взаимосвязь человека и продуктов его труда с природным окружением.

В этой связи в настоящее время появилась необходимость выделить в отдельную область экологический дизайн, который решает проблему благотворного влияния на человека проектируемой и создаваемой окружающей среды. Например, ученые доказали, что однообразие линий фасадов, расположение окон в современных серийных домах, большие плоскости из бетона, стекла, асфальта плохо урока влияют на восприятие человека – глазу не на чем отдохнуть. Все это приводит к тому, что агрессивная визуальная среда провоцирует и агрессивные действия человека. Вот почему так важно, чтобы формирование благоприятной визуальной среды осуществлялось с учетом жизнедеятельности человека.

Дизайн выставочных экспозиций, праздничного оформления среды жизнедеятельности занимает место на стыке графического и дизайна архитектурной среды, обладая специфическими способностями и уже сложившимися традициями.

Дизайн одежды и аксессуаров – понятие, которое только становится общеупотребляемым. Индустрия моды живет во многом по своим законам. Продумывая форму и крой, цветовое решение, подбирая материалы для современной одежды, дизайнер создает серию запоминающихся образов, которые определяют моду сегодняшнего дня. Художники-модельеры разрабатывают уникальные коллекции «от кутюр» и более близкие к массовому, серийному выпуску «прет-а-порте». Сегодня при создании не только последних, но и первых все больше используются современные материалы и технологии, учитываются интересы и культурный уровень широких слоев населения, а самое главное – специфические методы дизайн-проектирования.

Визаж, или искусство макияжа, участвует в создании прекрасного облика человека. Визажист – дизайнер и архитектор лица. Понятие «макияж» имеет два значения: в одном случае подразумевают косметические препараты, служащие рабочим материалом для визажиста, в другом – искусство оформления лица. В настоящее время производится огромное количество косметики, позволяющей разрабатывать тысячи вариантов оформления лица: дневной, вечерний, фантазийный макияж, карнавальный и т. п. Особое значение имеет макияж при создании художественного образа в театре или кино, где он тесно переплетается с дизайном одежды героя.

Особенность арт-дизайна состоит в том, что усилия дизайнера направлены в первую очередь (и, часто, единственно) на организацию художественных впечатлений, получаемых от образа воспринимаемого объекта. Изделия лишаются утилитарного значения (или сохраняют его в малой степени) и становятся почти исключительно декоративными, выставочными, т. е. фактически проектируются эмоции человека. Часто такие фантазии будят мысль художника к применению новых материалов и конструкций в уже более практичных вещах. В связи с переходом к рынку «эмоциональных покупок» опыт создания произведений арт-дизайна все шире используется в проектировании продукции индустриального дизайна.

Весь рассмотренный учебный материал невозможно рассказать за одно или два занятия, целесообразно сочетать теоретические обзорные занятия с практической работой. В предложенных календарно-тематических планах каждая четверть начинается с беседы, посвященной одному из направлений творческой деятельности дизайнера.

2. Примерные конспекты уроков с учетом возрастных особенностей учащихся

Для ознакомления учащихся с различными видами дизайна и особенностями творческой деятельности дизайнеров целесообразно проводить обзорные уроки в начале учебного года или перед изучением нового вида дизайна. Для младших школьников уроки могут быть выстроены в игровой, развлекательной форме, без использования сложной дизайнерской терминологии. Для учащихся среднего возраста целесообразны беседы, активизирующие их практический опыт в разных областях жизнедеятельности. Старшеклассники могут прослушать материал в лекционной форме с минимальным практическим заданием. Наряду с конкретным материалом такие уроки должны нести информацию, способствующую профессиональному самоопределению школьников, особенно важную для старшеклассников.

КАК РУКАМИ – РЫЧАГАМИ

(3 класс)

Задачи: познакомить учащихся с простейшими механизмами – рычагами; развивать аналитическое мышление, умение определять по форме назначение предметов; воспитывать любознательность, интерес к предметному миру.

Оборудование

Для учителя: предметы материального мира – инструменты.

Для учеников: ножницы, альбомы, карандаши.

Ход урока

Учитель. На дорожке, на тропинке большой камень валяется. И как только он сюда попал? Все о него спотыкаются. Надо с дороги камень убрать… Ух ты, какой тяжелый. Не приподнять. Что же делать? Догадались? Ну, конечно! Надо взять палку, подложить ее конец под камень, а другой конец палки поднять. Совсем иное дело! Камень легко подымается. Теперь нетрудно и с тропинки его убрать.

Зачем понадобилась нам палка?

Ученик. Она облегчила работу.

Учитель. Палка – это рычаг. Рычаги издавна служат человеку. Рычаги кругом нас, только сразу их не приметишь. Посмотрите, что у меня в руках.

Ученик. Это ножницы.

Учитель. Для чего нам нужны ножницы?

Ученик. Они нам нужны для того, чтобы резать бумагу.

Учитель. Если нам предстоит разрезать бумагу или ткань, то нам достаточно будет таких ножниц, а вот если картон или жесть, то придется воспользоваться вот такими большими ножницами. (Демонстрирует ножницы для резки жести.) Но независимо от величины все ножницы устроены одинаково. Это две пластины, заточенные с одной стороны и соединенные одной осью, они продолжают и усиливают наши пальцы. Для этого сделаны кольца. Ножницы представляют собой два рычага на одной оси, которые захватывают все, что попало между ними. Этот принцип используется давно и во множестве хорошо знакомых вам вещей. Вот перед вами огромные кузнечные щипцы, которые мы специально принесли на урок. Кузнечные щипцы – праотцы всех щипцов, они появились тогда, когда человек начал ковать металл. Горячую заготовку надо было переносить и держать на наковальне, чтобы она не выпрыгивала под ударом молота. Есть и другие щипцы. Для чего предназначены те, которые сейчас находятся у меня в руках? (Показывает щипцы для орехов.)

Ученик. Это щипцы, которыми раскалывают орехи.

Учитель. А вот маленькие старинные щипчики, которыми сейчас почти никто не пользуется, а когда-то они были очень желанной вещью на каждом столе. Это щипчики для сахара. Первый сахар был вовсе не песок и не рафинад, к которому мы так привыкли. Первый сахар выпускали «головками» – большими кусками определенной формы. Такой сахар не положишь в чайную чашечку, нужно отщипнуть от него небольшой кусочек, и на помощь приходили вот такие щипчики.

Из мастерской трудового обучения мы принесли еще инструменты. Вот тяжелый инструмент с длинными ручками и круглой головкой. Для чего мы его используем?

Ученик. Это – клещи, которыми вытаскивают гвозди из досок.

Учитель. Вот это – плоскогубцы. Их головка напоминает пасть крокодила, потому что имеет вытянутую форму и «зубы», которыми захватывают, а потом изгибают проволоку. Это кусачки, которыми обрезают проволоку. Их рот без зубов, но очень острый. А что за инструмент, который у меня сейчас в руках?

Ученик. Этими ножницами работают в саду, секаторами подрезают кусты и сухие ветки. А это маникюрные ножницы, о них лучше расскажут девочки.

Учитель. Вот видите, сколько рычагов на одной оси, принцип один, а какое разнообразие форм! Размер каждого инструмента зависит от назначения и размера руки человека. Куют металл сильные мужчины, и инструмент у них такой. Маникюрные ножницы носят в женских сумочках, поэтому они такие маленькие. Сделать любой инструмент непросто, а сделать удобный и красивый еще сложнее. Здесь не обойтись без дизайнера, он и размеры определит, и цвет, и материал подберет. Смотрите, каких два разных маникюрных набора у меня в руках. Каждый из них красив по-своему. Дизайнер нам дает выбор – подобрать вещь по собственному вкусу, с учетом того, как она будет использоваться и сочетаться с другими вещами. У вас у каждого на столе есть ножницы, положите их на альбомный лист и обведите, а затем обведите свою ладонь. Подумайте, почему форма колец ножниц различна и почему некоторые из них сделаны из пластмассы? Об этом мы поговорим с вами на следующем уроке.

ПУТЕШЕСТВИЕ В ИСТОРИЮ КОСТЮМА

(6 класс)

Задачи: ознакомить учащихся с историей развития костюма, причинами и закономерностями его изменения; развивать аналитическое мышление, умение сравнивать и анализировать функциональное назначение костюма; воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру.

Оборудование

Для учителя: учебные таблицы.

Для учеников: рабочие альбомы.

Ход урока

Учитель. Мы часто пользуемся словами «одежда» и «костюм». А что они означают и чем отличаются? Давайте попробуем разобраться в этом. Скажите, что относится к одежде.

Ученик. У современного человека одежды много. Это – платья, костюмы, пальто, свитеры, шубы, дубленки и т. д.

Учитель. Правильно. Понятие «одежда» включает в себя различные формы изделий, которые человек надевал на себя в разные времена. Это могли быть плащи, платья, шляпы, обувь, украшения, белье. И не важно, из какого материала они были изготовлены: меха, кожи, листьев, льна, шерсти, шелка, нейлона и т. д. От горностаевой мантии до лыжных брюк, от распашонки до савана – все это одежда. Для чего же она нам нужна?

Ученик. Одежда необходима для укрытия тела от холода или дождя, а может, и, наоборот, от палящих лучей солнца.

Учитель. В перечень одежды входит костюм. Мы его используем довольно часто, но не всегда. Когда люди в наше время надевают костюм?

Ученик. Чаще всего он нужен для того, чтобы ходить на работу или в школу.

Учитель. Да, верно. Сегодня у каждого взрослого человека есть деловой костюм. Может ли человек идти в нем на пляж?

Ученик. Нет, потому что в костюме нельзя загорать телу, в нем будет жарко и неудобно. На пляж ходят в купальниках.

Учитель. Правильно, костюм предназначен только для определенных мест, там, где он необходим и полезен. А из чего состоит деловой костюм?

Ученик. Пиджак, брюки или юбка, рубашка. Для мужчин – галстук, который должен сочетаться с костюмом и рубашкой. В особо торжественных случаях у нас принято надевать черные костюм и галстук в сочетании с белой рубашкой.

Учитель. Современный костюм сложился не сразу, он прошел долгий исторический период своего развития. Появившись в эпоху палеолита, около 40 тысяч лет назад, одежда по мере приближения к нашим дням увеличивала число предметов. Однако в любую эпоху существуют главные, демократичные по форме и назначению предметы одежды, такие, как набедренная повязка в древности или брюки в мужском гардеробе ХХ в., кимоно японской женщины или сарафан русской.

Представления о красоте у человека, очевидно, возникли не сразу. Лишь в процессе изготовления нужных ему предметов человек вырабатывал определенные эстетические нормы. При этом в основе эстетического формирования костюма оставалось его функциональное назначение.

Сегодня костюм – это система определенным образом подобранных предметов одежды, обусловленная предназначением. Костюм дает первую информацию о человеке, не даром русская пословица гласит: «Встречают по одежке…» Набор нательных вещей передает характер, а подчас и психологическое состояние. Костюм Плюшкина (женский халат с заплатами) говорит о его болезненной скупости, а растерзанная рубаха и спущенные чулки принца Гамлета – о нервном расстройстве. Одежда характеризует не меньше, чем слова и поступки, этих знаменитых персонажей.

С самого своего возникновения костюм оказывается явлением социальным. Даже раскраска тела у племен, находящихся на низшей ступени развития, связана не столько с понятием красоты, сколько с положением человека в племени (вождь, взрослый воин и т. д.), и только потом приобретает эстетическое значение.

В более поздние времена одежда продолжала выражать социальное положение человека. В Средневековье существовали определенные запреты, например, на повсеместное использование бархата и шелковых тканей, крестьянам и ремесленникам предназначалось ходить в одеждах строго установленного покроя. Посмотрите, на таблице (рис. 14) представлены костюмы женщин XVIII в. Несмотря на наличие некоторых общих черт, их нельзя спутать даже по силуэту. Богатые женщины того времени были «украшением балов», «цветами жизни», они должны были удивлять, восхищать и покорять мужчин своего класса. Они носили пышные платья, состоящие из нескольких юбок, с большим количеством воланов, лент, бантов, кружев и драгоценностей. Вырез платья был глубоким, обнажающим шею, плечи и руки. Придворные платья обычно имели жесткий лиф и длинный шлейф, прикрепленный к плечам или талии.

Совсем иначе выглядит платье другой женщины, оно проще по конструкции и предназначено для выполнения всевозможных домашних работ. Обязательным элементом одежды прислуги во все времена являлся передник. Одного взгляда хватает, чтобы определить разницу в социальном положении этих женщин.

Как предмет утилитарный, одежда связана и с природными условиями страны, в которой она появилась. Даже в один и тот же исторический период в странах с различными климатическими условиями одежда различна. Это относится и к древности, и к настоящему времени, когда единая европейская мода подвергается трансформации в странах с различным климатом. Климатические условия часто определяют и само появление того или иного предмета одежды.

Посмотрите на одежду древних римлян (рис. 14, б). Мужчины и женщины носили длинные и объемные одежды, состоящие из нескольких слоев. Верхней одеждой римлян служила тога. Носить тогу могли только свободные римские граждане – ни рабы, ни иностранцы носить ее не имели права. «Владыки мира – народ, одетый в тоги» – так характеризовал римлян поэт Вергилий. В торжественных случаях никакой плащ не мог заменить белоснежную тогу. Она была необходимой одеждой при посещении цирка, театра, судебного заседания, при встречах триумфаторов, визитах к патрону и т. д.

А вот воины римских гарнизонов, находящихся в более суровых, чем на родине, климатических условиях, например в Галлии или Британии, заимствовали от варваров их элементы одежды (теплый плащ «сагум», штаны «бракка» – совершенно неприемлемую часть костюма для римских горожан).

Если в итальянском костюме XVI в. мех встречается лишь в качестве отделки, то в русском костюме того же времени он не только украшение, но прежде всего необходимый материал, из которого изготавливаются многие предметы одежды.


Обучение основам дизайна. Конспекты уроков

Рис. 14. Модели одежды различных эпох: а – костюмы женщин XIX в.; б – одежда древних римлян

Создание одежды зависит также от уровня развития общества, его экономики и производства. На разных стадиях развития существовали различные технологические возможности изготовления одежды. Изобретение швейной машины в конце XIX в. кардинально изменило технологию шитья. Каждая эпоха в зависимости от потребности добавляла в костюм свои изделия или детали, а подчас совершенно меняла его. Достаточно вспомнить, как изменился военный мундир в начале Первой мировой войны: красные и голубые цвета были заменены знаменитым цветом хаки. Появление пилоток в военной форме было связано с повсеместным использованием самолетов, которые при вращении лопастей винта «сносили» с голов все остальные виды головных уборов. Возращение беретов в военную экипировку некоторых видов войск опять же связано с возможностями исполнения ими полученных заданий.

В повседневной жизни мы говорим о бытовом костюме, свадебном, военном, театральном, маскарадном, национальном, траурном и т. д. Костюм дает внешнюю характеристику человеку, определяя его пол, возраст, национальность, социальный и культурный статус, эстетический уровень. Он может дополняться гримом, татуировкой, прической, украшениями, знаками различия. Но не обязательно всем сразу. Так, парадный наряд индийской принцессы предусматривает несколько килограммов драгоценностей, но исключает обувь. А у новобранцев фактически нет прически.

Но и бытовой костюм имеет множество вариаций, позволяющих безошибочно определить, куда собрался человек. Посмотрите на эти таблицы (рис. 15), на каждой из них представлено по четыре женских модели. Определите функциональное назначение каждого костюма и запишите их в свой альбом.

Примечание. После окончания самостоятельной работы учащихся учителю следует проверить их ответы.

ПАРК – КАК ЕДИНСТВО ПРИРОДНОЙ, АРХИТЕКТУРНОЙ И ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ

(7 класс)

Задачи: дать представление об истории создания парков, принципах планировки садово-парковых ансамблей; развивать образное мышление, интерес к преобразующей деятельности человека; воспитывать интерес и понимание к созданию садово-парковой культуры.


Обучение основам дизайна. Конспекты уроков

Рис. 15. Функциональное назначение костюма: а – вечерний; б – пляжный; в – для верховой езды; г – деловой

Оборудование

Для учителя: репродукции с изображениями парков и садов. Для учеников: альбом, карандаш.

Ход урока

Учитель. Сегодня мы продолжаем говорить о преобразующей деятельности человека и о его ответственности за совершенные преобразования. Всегда ли человек разумно вмешивается в живую природу?

Ученик. Не всегда, иногда вмешательство заканчивалось экологическими катастрофами. Люди не могли полностью просчитать последствия своих действий, и это приводило к исчезновению растительного и животного мира.

Учитель. Почему человек ответственен за окружающий мир?

Ученик. Человек – единственное существо, обладающее разумом и способное предвидеть последствия своих поступков.

Учитель. Что такое «экологический дизайн»?

Ученик. Это осознанная деятельность человека, направленная на преобразование окружающего мира в соответствии с потребностями общества и закономерностями развития и сохранения живой природы.

Учитель. Правильно, человек создает среду, которая благоприятно влияет на него самого, других людей и живой окружающий мир. Экологический дизайн как понятие возник в XX в., однако человек издавна стремился к гармоничной организации окружающего пространства, единству архитектуры и природы. Уже в эпоху рабовладельческого строя художники достигали в некоторых произведениях синтеза искусства, природы и архитектуры, чаще всего это реализовывалось в садах и парках, которые планировались при крупных храмах и дворцах.

В государствах Древнего Междуречья существовали большие охотничьи сады, разбитые на искусственно созданных террасах, соединенных лестницами. На каждую террасу с помощью простейших механических приспособлений ежедневно поднималась вода для заполнения бассейнов и поливки растений, которых, как пишут греческие историки, «было большое множество». Если учесть, что эти сады создавались в полупустынной местности, где естественный ландшафт был скуден, то можно представить, какое восхищение они вызывали у древних людей. Великолепие этих садов воплотилось в одном из семи чудес света, «висячих садах царицы Семирамиды». Перед нами реконструкция, одна из версий, как могли выглядеть эти сады (рис. 16).


Обучение основам дизайна. Конспекты уроков

Рис. 16. Реконструкция висячих садов Семирамиды

В Древнем Риме сады играли большую роль в жизни людей. Уже в V в. до н. э. были распространены регулярные сады, где наряду с выращиванием фруктовых деревьев и кустарников занимались устройством аллей из декоративных деревьев, особенно почитался кипарис. Если декоративных деревьев было больше, то такие посадки назывались парками, позднее они стали украшаться колоннадами и скульптурой. Парки предназначались для спортивных состязаний и отдыха богатых людей. В садах римляне сооружали искусственные водоемы, фонтаны, каскады. Подстриженные деревья и кустарники дополняли художественный образ парков и садов. Некоторые из них сохранились до наших дней, например фрагмент виллы Адриана в Тибуре 125–135 гг. (рис. 17). Время внесло свои коррективы, но, очевидно, мастер хорошо понимал отражающие возможности воды, в которой появляется вторая белоснежная аркада. В искусственных бассейнах отражались скульптуры и огромные деревья – буки, которыми был засажен парк. По свидетельствам очевидцев, на вилле создавались пышные цветники, некоторые сорта цветов привозились из Сирии и Египта и высаживали их таким образом, чтобы сад выглядел цветущим весь год. Судя по всему, уже в Древнем мире существовали все составляющие части парка – аллеи, лужайки, группы деревьев разных пород, водоемы, фонтаны, скульптуры, мостики и беседки. Однако наряду с такими пышными и упорядоченными парками у римлян существовали сады и с более свободной планировкой, с сохранением естественного рельефа и, наоборот, обыгрыванием его, подчеркиванием природного начала. Это культивировалось в более позднюю эпоху.


Обучение основам дизайна. Конспекты уроков

Рис. 17. Фрагмент виллы Адриана в Тибуре

Таким образом, уже на ранних этапах садово-парковой культуры явно прослеживались две разные тенденции, которые позднее превратятся в два принципа организации природной среды. Одни художники стремились как можно меньше изменять природные формы, сохранять природный рельеф и культивировали красоту естественного ландшафта. Другие смело вторгались в живой мир и преобразовывали его по своим меркам красоты и гармонии.

В Средние века в Европе парки не культивировались, что объяснялось экономией безопасного места, которое было ограничено крепостными стенами замка или города. Только к XVII в. европейцы вновь обратились к опыту выращивания больших красивых садов.

Во Франции появляются приемы разбивки регулярного сада, которые были воплощены А. Ленотром в парке вокруг нового королевского дворца Версаля (рис. 18). Парк располагался на плоской местности и на пологом склоне. Главное место в ансамбле занимал дворец, от него тремя радиальными лучами расходились аллеи, открывающие обширные видовые перспективы. Все остальные элементы комплекса подчинялись дворцовой доминанте.


Обучение основам дизайна. Конспекты уроков

Рис. 18. Аллея в парке королевского дворца Версаля

Перед главным зданием располагались водоемы, каналы с неподвижной водной гладью, четкие акценты вносила скульптура, она располагалась как внутри бассейнов, так и вокруг них. Скульптурные композиции составляли единое целое со струями воды и россыпью брызг. Растения высаживались строго симметрично относительно главной магистрали и со стороны были похожи на разноцветные ковры. Деревья превращались в одинаковые «скульптурные объемы» (это хорошо видно на рис. 18), дорожки были ровные, их посыпали песком или мостили камнем.

В Англии в XVIII в. культивировались свободно распланированные пейзажные, так называемые английские парки. Усадьбы небольших размеров строились в излучинах рек, на холмах и возвышенностях, часто из местных строительных материалов. Основу композиции пейзажных парков составляли разнообразные мотивы: лужайки, искусственные бассейны с плавными краями, озера, речки, свободно сгруппировавшиеся деревья, тропинки. Лишь изредка встречались скамейки из дерева и небольшие видовые площадки. Вмешательство человека в природу здесь минимальное, чуть-чуть корректирующее и незаметное. Такие парки иногда переходили в большие лесные массивы.

Откройте альбомы и запишите:

«Французский (регулярный) парк – единство достигается путем преобразования природы под формы архитектуры.

Английский (естественный) парк – единство достигается путем включения архитектуры в природу».

В России существовали оба вида парков. Типичным примером французского парка можно считать дворцовый ансамбль в Петергофе. На рис. 19 показан нижний парк с морским каналом, который соединял все водные артерии этого парка с Невой. На переднем плане балюстрада и скульптурный фонтан. В этом парке даже стрижка деревьев осуществлялась по геометрическим формам и на определенной высоте, чтобы не нарушать строгой симметричности, рациональности и торжественности пространства.


Обучение основам дизайна. Конспекты уроков

Рис. 19. Дворцовый ансамбль в Петергофе

При разбивке парков и в английском, и во французском варианте архитекторы любили строить небольшие павильоны – домики для отдыха. Посмотрите на два павильона из русских ансамблей XVIII в. в Царском Селе и в Павловске. Один парк французской планировки, другой – английской. Сравните эти изображения и определите характерные признаки каждого парка (рис. 20, 21). Объясните, в каком случае человек считал себя создателем всей природы, а в каком – лишь ее частью.


Обучение основам дизайна. Конспекты уроков

Рис. 20. Элементы оформления паркового ансамбля французской планировки. Царское Село


Обучение основам дизайна. Конспекты уроков

Рис. 21. Элементы оформления паркового ансамбля английской планировки. Павловск

Ученик. В первом изображении мы видим ровные строгие линии насыпи, которая делит воду на два одинаковых водоема. Деревья располагаются на одинаковом расстоянии, а кусты подстрижены и имеют одну и ту же форму. Симметричность природы подчеркивается симметричностью павильона и его идеальным отражением в воде, как в зеркале. Все это говорит о том, что на первой репродукции изображен французский парк.

Учитель. Правильно. Фотография сделана в Царском Селе. Это регулярный парк.

Ученик. На второй репродукции павильон уютно устроился среди больших раскидистых ветвей деревьев, которые, по-видимому, никогда не стриглись и потому имеют естественные формы. Водоем на переднем плане слегка зарос травой и имеет неровную конфигурацию, в нем мягко отражаются и даже слегка искажаются ровные линии архитектурной постройки. Мягкость линий создает лирический пейзаж – это английский парк.

Учитель. Да, парк находится в Павловске. Вы правильно определили английский характер ансамбля. Итак, мы сегодня рассмотрели историю развития парка, места, где с древних времен человек стремился соединить природную, архитектурную и предметную среду. В XX в. появились новые виды парков – спортивные, детские, зоологические, ботанические, парки при мемориальных сооружениях. Создаются городские парки для массового отдыха, сохраняются и воссоздаются естественные ландшафты, обогащаются возможности естественной среды за счет возведения шумозащитных сооружений и т. д. На следующем уроке нам предстоит спланировать парк отдыха, поэтому вы принесите альбомы, простые карандаши, линейки.

ДИЗАЙНЕР И МОДА

(8–9 классы)

Задачи: ознакомить учащихся с историей развития моды ХХ в., дать представление о роли дизайнера в процессе формирования моды в настоящее время; развивать умение сравнивать и анализировать; воспитывать чувство стиля, единства и гармонии.

Оборудование

Для учителя: учебные таблицы.

Для учеников: рабочие альбомы.

Ход урока

Учитель. Мы часто пользуемся словами «мода», «модный». Они многозначны, поэтому нам следует определить главное значение этих слов. Когда чаще всего употребляются эти слова?

Ученик. Мы говорим о моде, когда одеваемся или покупаем новый костюм.

Учитель. А как вы понимаете, что такое «мода»?

Ученик. Это правила, согласно которым нужно одеваться сегодня. Какую носить юбку, а может брюки или бриджи. Завтра могут быть другие правила, и мы будем одеваться по-другому.

Учитель. Сотни лет человечество не устает рассуждать о непостоянстве и капризах моды. С одной стороны, моду почитают как нетленное искусство, а с другой – относятся к ней потребительски, забывая шедевры минувшего года лишь потому, что сезон прошел.

Мода – это периодические изменения определенных форм любой сферы человеческого существования: искусства, речи, одежды, поведения и т. д. Несмотря на свое властное, яркое выражение, такие изменения недолговечны, ибо связаны с неуловимой жаждой новизны, тягой человека к разнообразию.

Мода существует внутри стиля, который означает общность средств и приемов художественной выразительности, обусловленную материальной и духовной культурой времени. Основополагающие черты стиля сказываются в архитектуре, изобразительном и прикладном искусстве, литературе, музыке и костюме. Стиль медленно зарождается и медленно умирает, так как отражает прекрасное (в понимании эпохи) в выкристаллизованном, завершенном виде. Если стиль выражает стремление к вечному, то мода – к прекрасному мгновению.

Дизайнер одежды – прежде всего законодатель модных тенденций и направлений. Его труд чем-то похож на труд метеоролога, ведь именно дизайнер предсказывает, что же будет определять погоду в мире моды в будущем. Приступая к созданию модели одежды, дизайнер в первую очередь задумывает художественный образ, подбирает все необходимые материалы и лишь потом переходит к непосредственному воплощению идеи в конкретном костюме. В этом процессе участвует целая команда: конструкторы, технологи, швеи, вышивальщицы и т. д. Но, несмотря на их помощь, мастеру необходимо самому уметь хорошо шить и рисовать. Практические навыки, знание всех этапов создания одежды и нюансов портновского дела значительно помогают ему в его сегодняшней деятельности.

Истоки творчества дизайнера лежат в стремлении к самовыражению и готовности нести красоту и радость людям. Секрет успеха этой профессии заключен в сочетании изысканного вкуса и феноменальной работоспособности мастера, а также в богатом воображении, оригинальности мышления, безукоризненном чувстве стиля, развитом цветоощущении и точном пространственном глазомере. Дизайнеру необходимы усидчивость, аккуратность и способность к длительной кропотливой работе.

Смены мод подчинены ритму, подобному дыханию самой жизни. Цикл, в течение которого полностью обновляется форма костюма, – 21–24 года, а полуцикл – от 10,5 до 12,5 лет. Посмотрите на учебную таблицу (рис. 22). Здесь представлены моды первой половины XIX в. с циклом в 21 год. Первая группа моделей относится к 1812–1819 гг., другая – к 1829–1832 гг. За это время произошли кардинальные изменения. Они выразились в изменении силуэта: завышенная талия и подвязка под грудь, характерные для начала века, уступили место «осиным талиям» следующей эпохи. На смену платьям, плавно облегающим фигуру, пришли пышные юбки, широкие рукава, объемные прически с кучей лент и перьев.


Обучение основам дизайна. Конспекты уроков

Рис. 22. Женская одежда первой половины XIX в.: а – мода 1812–1819 гг.; б – мода 1829–1832 гг.

Есть и более короткие циклы – 3 и 8 лет, в пределах которых развиваются какие либо детали, формы, узоры или структура ткани. Посмотрите на эти учебные таблицы (рис. 23). На обеих изображено по три модели, их разделяет 8 лет. Первые характерны для середины 50-х годов XX в., вторые – начала 60-х годов. Пелерина в костюме первой модели, рукав-фонарик у третьей, расширение всех юбок от талии естественными волнистыми складками, треугольная форма горловины, мелкий рисунок на тканях – все это характерно для середины 50-х годов.

Сравните модели первой и второй таблицы. Между ними есть элементы, которые позволяют нам улавливать общие черты: появившийся в 50-е годы рукав короткий реглан приобретает широкое распространение в 60-е годы, остается прилегание одежды на уровне талии. И все же это совсем другие женщины: изменился силуэт, прежде всего за счет укорочения юбок. Женщины позволили себе показать открытыми коленки, которые прятались под подолы длинных юбок с античных времен. Ткани стали яркими, одноцветными, с контрастной отделкой. Если в тканях появляется орнамент, то он крупный и пестрый.

Мода несет отпечаток самых разных явлений. На модные наряды могут повлиять и художественные течения, и причуды отдельных выдающихся людей, и политическое событие дня, и экономические уловки текстильщиков, и конфликт поколений или даже ностальгия по прошлому. Пожалуй, история моды – самое правильное зеркало, отражающее через костюм сущность человека той или иной эпохи, в отличии от исторических документов, часто не свободных от тенденциозности, от теорий и концепций своего времени.

Понятие «мода» означает способ, правило, манеру держаться и определяет, какой костюм и в какой обстановке следует носить, как повязать галстук, шарф, как сочетать блузку с юбкой и т. д. Давая эти определения, мода как бы накладывает запрет на использование иных, не рекомендуемых ею форм.

Наука и техника ХХ в. невообразимо раздвинули границы человеческого мира. Создатели моды теперь уже не просто портные или художники, они стали играть в обществе небывало важную и странную роль. Благодаря миллионным тиражам модных журналов с изумительными фотографиями красавиц, кинематографу, телевидению, ослепительным шоу – показам различных коллекций мир моды, моделей и модельеров превратился в новую реальность. Топ-модель становится в ряд с кумирами – звездами кино, спорта, политики, им хотят подражать, быть на них похожими.


Обучение основам дизайна. Конспекты уроков

Рис. 23. Модели женской одежды XX в.: а – середины 50-х годов; б – начала 60-х годов

Посмотрите на учебную таблицу (рис. 24). Здесь изображены модели начала 70-х годов. Скажите, как изменился костюм по сравнению с 60-ми годами (см. рис. 23), т. е. через 8–10 лет.


Обучение основам дизайна. Конспекты уроков

Рис. 24. Модели женской одежды 70-х годов XX в.

Ученик. Юбки женского костюма стали еще короче, а крой проще. Модной деталью того времени были вновь вернувшиеся треугольные горловины с отложными воротничками. Приталенные фасоны вскоре были заменены более прямыми жакетами. Платья уступили место комбинациям прямой юбки с кофтой или жилетом.

Учитель. Итак, сегодня мы с вами рассмотрели понятие «мода», закономерности ее смены и роль дизайнеров в этом вечно изменяющемся процессе.

УЮТ НАШЕГО ДОМА

(10 класс)

Задачи: углубить знания учащихся о роли и значении дизайнера в оформлении жилых интерьеров; развитие пространственного и образного мышления; воспитание чувства стиля.

Оборудование

Для учителя: учебные таблицы, репродукции из журналов по дизайну и архитектуре.

Для учеников: рабочие альбомы.

Ход урока

Учитель. В какой квартире вы хотели бы жить? Каким должно быть то место, куда вы спешите после школы? Такие вопросы хоть раз в жизни задавал себе каждый человек, поскольку иметь крышу над головой – его основная потребность. Кто скажет, какие требования человек предъявляет к своему жилью?

Ученик. Квартира должна быть большой, много комнат, большие коридоры, высокие потолки.

Учитель. В каждую эпоху человек хотел иметь жилище красивое и удобное. Дома простых людей и дворцы богачей разительно отличались, первые строились из более дешевых материалов и потому меньше сохранились. До наших времен дошли лишь крупные сооружения: виллы, дворцы, замки, помещичьи дома или дома богатых горожан, которые могут многое рассказать о запросах своих владельцев.

Посмотрите на эти таблицы (рис. 25). Здесь показаны интерьеры разных эпох. Как вы думаете, какое время изображено на первой из них?

Ученик. На первой – Средневековье. Все очень суровое.

Учитель. Правильно, здесь представлена реконструкция английского помещичьего дома 1230–1280 гг. В это время продолжали строить дома из камня. Они предназначались одновременно для жилья и обороны и потому стены в них были очень толстыми. Помещения могли иметь сводчатые потолки или плоские перекрытия, чаще всего деревянные, как показано в нашем случае. Стены покрывались штукатуркой и белились. Сочетание темного потолка и светлых стен, а также высокие, узкие стрельчатые окна – характерные черты таких интерьеров. В это время уже изготавливали оконные коробки и ставни, а для того, чтобы можно было посмотреть на улицу, в стене делали одну или две ступени и устанавливали каменные скамьи в откосах проема. Ступени были также необходимы, чтобы открывать или закрывать ставни. Для оконных переплетов использовали свинец, с помощью которого закреплялось цветное или прозрачное стекло. Но как обогревались и освещались эти помещения? Дворцовые и жилые интерьеры освещались при помощи открытого огня каминов, факелов и осветительных приборов – люстр, стенников и канделябров, которые с XIII в. оборудовались восковыми свечами. Помещения отапливались каминами – это монументальные сооружения, которые задымляли и коптили стены, и были они не в каждой комнате. По-настоящему прогревалась только каминная комната, потому что огромная толщина стен не передавала тепло в соседние помещения. Одежда защищала хозяев от простуды и охлаждения, она была многослойной из тяжелых тканей и меха. Большинство средневековых замков позднее было перестроено: обновлению подвергалась прежде всего отопительная система. Но и сегодня температура воздуха в них не превышает 15–16°. Хотели бы вы жить в таких условиях?


Обучение основам дизайна. Конспекты уроков

Рис. 25. Интерьеры размещений разных исторических периодов: а – Средневековье; б – период XV в.; в – XVIII в.

Ученик. Наверное, нет. Ведь температура современного жилья около 20°. Это позволяет человеку ходить босиком, с открытыми ногами и руками, что считается полезным для здоровья.

Учитель. Прошло 200 лет, и интерьеры жилых помещений в богатых домах и дворцах стали выглядеть примерно так, как это показано на второй таблице (рис. 25, б). Это тоже реконструкция спальни времен Генриха VI, XV в. Как изменилось жилье за это время?

Ученик. Первое, что бросается в глаза, – конструкция жилого помещения не изменилась. Тот же темный плоский потолок с обнаженными балками деревянных перекрытий, тот же огромный камин, освещающий и согревающий комнату.

Учитель. Но светлые стены разбиты и декорированы, пол покрыт цветной керамической плиткой, уложенной в шахматном порядке. В интерьере больше тканей, и они более разнообразны. К этому времени ремесленники научились выплавлять прозрачные стекла чуть больше по размеру, и окна стали иметь не такой густой переплет. Но скажите, принципиально улучшились условия жизни человека.

Ученик. Нет, так как все же не стало теплее и светлее. Значит, перемены в условиях проживания человека происходили медленно.

Учитель. Посмотрите на следующую учебную таблицу (рис. 25, в), здесь интерьер совершенно другого времени, хотя конструкция помещения все та же. Это интерьер XVIII в. В это время помещения обогреваются тоже каминами, но их конструкция значительно усовершенствована, спрятана внутри стен, где располагаются общие дымоходы. Стены стали значительно тоньше, потому хорошо прогреваются и передают тепло в соседние помещения. Но если с каминами случаются неполадки, то дым идет в комнаты и их проветривают открыванием окон, так как в этих помещениях нет вентиляции. Зато окна стали большими, с крупным переплетом и прозрачными стеклами, они чаще всего заполняют целую стену, отражаясь в многочисленных зеркалах, расположенных на противоположных стенах. Даже над камином помещалось большое зеркало, которое визуально увеличивало помещение, отражало свет окон и блеск отделки интерьера. Зеркала были не только украшением, но и дополнительным средством освещения.

Потолки становятся светлыми, во многом благодаря усовершенствованию технологии изготовления парафиновых свечей, они при сжигании не так сильно коптили. Потолки покрываются росписями. Полы выполняются из дорогих пород дерева, появился паркет гладкий и теплый. Красивый зал наполнен мягкой мебелью, выполненной по эскизам архитектора, который задумывал и строил этот дворец. Многие дворцы до сих пор имеют первоначальную обстановку и несут отпечаток творческого начала архитектора и художественных вкусов их владельцев.

Главным недостатком этих дворцов являлось отсутствие централизованной канализации. Можете представить себе, какие возникали проблемы, когда съезжалось множество гостей? Сегодня тоже еще существует жилье без центральной канализации. Это прежде всего временные жилища, но хотели бы вы жить в них постоянно?

Ученик. Нет, в них неудобно.

Учитель. Значит, современное жилище это не только большая площадь комнат и коридоров, высокие потолки и богатая обстановка. Удобство в сочетании с красотой – вот что такое современное жилище.

Архитекторы строят новые дома и оборудуют их по последнему слову «моды», но чаще люди стремятся перестроить, перепланировать или обновить уже имеющееся жилье. Начинается ремонт, который иногда превращается в настоящее бедствие. Недаром одна из современных телепередач называется «Спасите, ремонт!» Ведь так много надо знать и многое предусмотреть, чтобы не переделывать по нескольку раз. Вот тогда на помощь человеку приходит дизайнер, именно он помогает создать в доме собственный, неповторимый стиль. Дизайнер должен уметь работать с людьми, поскольку лишь совместные его и хозяев дома усилия могут привести к созданию удачного проекта. Дизайнер предлагает возможные варианты, из которых заказчик подбирает подходящее решение. Интерьер это больше, чем простое скопление вещей, он является «зеркалом жизни» и отражает характер обитателей дома. Вещи помогут рассказать о человеке, какой он – мечтатель или реалист, тихий обитатель или бунтарь, сторонник смелых экспериментов.

Чтобы проект стал успешным, дизайнер должен обладать пространственным мышлением и техническими знаниями. Не обойтись дизайнеру и без художественного вкуса и чувства «гармонии и пространства». В своей работе он стремится к взаимосвязи и сочетаемости всех элементов жилища: цвета стен и высоты потолка, покрытия пола и обивки мебели, размещения светильников и оформления окон, отдельных предметов и общего стиля обстановки. Дизайнеру потребуется видеть «все пространство целиком», чтобы не упустить важных моментов интерьера, увлекшись отдельной деталью, – например, нельзя выполнить хорошую планировку всего помещения в угоду создания одной лишь просторной гостиной. У дизайнера должен быть отличный глазомер, ему нельзя забывать о соразмерности объектов и пространства при размещении бытовой техники, предметов искусства или цветочных композиций. Ведь одних только вариаций с комнатными растениями существует великое множество – от миниатюр до огромных моделей зимнего сада, и каждая из них способна украсить лишь подходящую ей по стилю и размеру площадь.

Специалист, занимающийся решением всех этих проблем, называется дизайнером среды или проектировщиком интерьера.

Посмотрите на эти учебные таблицы (репродукции из журналов). Здесь представлены жилые интерьеры, в которых проживали советские люди во второй половине XX в. (рис. 26). Попытайтесь оценить их с точки зрения удобства и красоты и ответить на вопросы:

• Какова конструкция этих интерьеров?

• Как освещаются эти помещения?

• Для чего предназначены отдельные элементы мебели?

• Каково отопление этих интерьеров?

• Что вы можете рассказать об их обитателях?


Обучение основам дизайна. Конспекты уроков

Рис. 26. Современный интерьер



Источник: http://www.e-reading.club/bookreader.php/1047465/Zhdanova_-_Obuchenie_osnovam_dizayna._Konspekty_urokov.html

Закрыть ... [X]

Книга: Обучение основам дизайна. Конспекты уроков - e-Reading Красивая модная одежда для детей интернет магазин


Что такое дизайн конспект урока

План-конспект урока по технологии (3 класс) по теме: Урок



Что такое дизайн конспект урока

Методическая разработка урока Основные виды дизайна



Что такое дизайн конспект урока

Открытый урок по ИЗО на тему Искусство дизайна - t



Что такое дизайн конспект урока

Урок технологии Основы дизайна. 10-й класс



Что такое дизайн конспект урока

SIP технология. Дома из СИП панелей. Преимущества и недостатки



Что такое дизайн конспект урока

«Танец к чему снится во сне? Если видишь во сне Танец, что



Что такое дизайн конспект урока

Банк рефератов, дипломы, курсовые



Что такое дизайн конспект урока

Бассейн во дворе частного дома и виды бассейнов, фото



Что такое дизайн конспект урока

Бассейн на даче (72 фото надувной, каркасный или бетонный)



Что такое дизайн конспект урока

Дизайн гостиной 20 кв. м. - фото интерьера, ремонт 20-метровой



Что такое дизайн конспект урока

Дизайн интерьера однокомнатной квартиры с






.